Что такое менеджмент: суть предмета и необходимость изучения

Под понятием менеджмента стоит понимать управление, вне зависимости от контекста его использования. Это совокупность управленческих инструментов, направленных на оптимизацию бизнес-процессов.

Он предполагает определенное взаимодействие с людьми внутри коллектива, делегирование полномочий, разработку решений для повышения производительности сотрудников. Цель менеджмента – сделать бизнес более успешным, что влечет за собой повышение прибыли с одновременным снижением производственных издержек.

Если вы как руководитель ставите перед собой подобные задачи, вы можете почитать здесь больше про менеджмент и основные принципы, лежащие в его основе. В статье же мы разберем особенность менеджмента как учебного предмета.

История менеджмента

Само понятие впервые появилось в 30-х годах прошлого века, продиктованное условиями рынка того времени. Появилась необходимость в отдельной дисциплине и в дальнейшем профессии, смысл которой будет в управленческой деятельности. Экономической и политической основой большинства государств были крупные корпорации, нуждающиеся в оптимизации рабочих процессов и грамотном управлении.

Многие их крупных компаний в последствие становиться трансатлантическими, что влекло за собой открытие филиалов по всему миру, и без менеджеров как управленцев подобное расширение представить невозможно.

Менеджмент как предмет

Менеджмент основывается на изучении, систематизации и в дальнейшем улучшении внутренних организационных процессов, протекающих в организации. Менеджер – это специалист, нанятый компанией, для управления определенным направлением. Под управлением необходимо понимать планирование и разработку механизмов, направленных на повышение общего КПД, контроль за выполнением поставленных задач.

В управлении всегда есть два действующих лица: субъект и объект. Субъектом всегда выступает лицо, осуществляющее управление, объект – тот, кем управляют. Но мастерство настоящего менеджера заключается в организации такой системы управления внутри коллектива, при которой у сотрудников не возникает ощущения постоянного давления сверху, при этом соблюдается иерархия и личная ответственность каждого за реализацию общих интересов.

Менеджмент, в зависимости от специфики, может быть социальным, экономическим, техническим и государственным. Но в сфере государства корректнее будет употреблять понятие государственного управления.